Версия для слабовидящих

НОД по ознакомлению с окружающим /средняя группа/ «Насекомые»/

Воспитатель Тронина Светлана Анатольевна

НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Насекомые»

для детей средней группы

Цель занятия:

Создать положительное эмоциональное настроение на занятии.

Закрепить названия насекомых, их особенности.

Дать новые, неизвестные детям знания о насекомых.

Развивать память, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Закреплять умение произносить звук «ж» с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

Формировать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям.

Словарная работа: трудолюбивая, производительница.

Материалы:

Скатерть зеленого цвета, имитирующая летнюю лужайку; большие цветы и листья, сделанные из гофрированной бумаги, искусственные модели насекомых – пчелы и муравья; мягкая игрушка гусеницы – бабочки среднего размера; кокон, изготовленный из белых шерстяных ниток; голубой шелковый платок, костюм «Лета».

Предварительная работа:

Воспитатель оформляет музыкальный зал к восприятию детьми летнего пейзажа; на полу располагает зеленую лужайку с разнообразными цветами (ромашками, колокольчиками, васильками, маками); под лепесток цветка кладет пчелку, под листьями прячет кокон и гусеничку – бабочку, а в траве – муравья. Все это разноцветье накрывает шелковым платком для создания сюрпризного момента. Вместе с музыкальным руководителем подбирает необходимые мелодии и звуки природы.

Ход занятия.

Под веселую музыку воспитатель с детьми заходят в музыкальный зал. Он предлагает встать в круг и ответить на вопрос: «Какое у нас время года?» (ответы детей). Педагог хвалит ребят за правильный ответ, зовет поиграть в игру:

«Лето, лето, лето - какого оно цвета?

А ну-ка расскажите, а ну-ка покажите.

Нежно - зеленого, как в траве кузнечик (прыгают, как кузнечики),

Желтого, желтого, как песок у речек (показывают песок и волну реки),

Яркого, синего, самого красивого (поднимают руки вверх, кружатся вокруг себя),

Вот какое лето.

Воспитатель предлагает детям пригласить Лето в гости волшебными словами: «Лето, лето покажись, лето, лето появись».

В зал входит лето в красивом, разноцветном платье, приветствует детей:

Лето, лето в небесах

Золотой огонь горит.

Лето, лето – чудеса

От зари и до зари.

Веселиться детвора,

Песни звонкие слышны.

Загорают у реки

Папы, мамы, малыши.

Здравствуйте мои друзья,

Как вас радо видеть я.

В гости вы меня позвали,

Кто я? Вы меня узнали? (ответы детей).

Лето интересуется, знают ли ребята, что такое лето. Дети по желанию читают стихи об этом замечательном времени года (разученные в течение месяца) и в благодарность получают от него подарок. По просьбе Лета ребята закрывают глаза, а когда открывают - видят перед собой цветущую лужайку. Лето приглашает детей подойти поближе, рассмотреть цветы: белые, красные, фиолетовые, синие; рассказывает, что здесь живут его друзья; предлагает самим узнать, кто они; прощается и уходит.

Дети прощаются с Летом и вместе с воспитателем присаживаются на лужайку, рассматривают цветы, узнают и называют их. Педагог хвалит детей за правильные ответы, обращает внимание на необычные названия (например: Это наш дружок – синий, синий василек, или белоснежная ромашка), показывает зеленую мягкую травку, предлагает ее потрогать, спрашивает: «Кто может здесь жить, оставаясь незамеченным?». Если ребята испытывают трудности с ответом, подсказывает, что эти жильцы очень маленькие, совсем крохотные. Подытоживая детские рассуждения, воспитатель рассказывает о том, что насекомые необыкновенные животные, они могут так спрятаться в траве, что их никто не заметит; интересуется каких насекомых знают дети? (Муха, пчела, комар, оса,..); напоминает, что ребята знакомы с ними уже давно, когда родители читали им сказки Корнея Чуковского; уточняет названия каких сказок о насекомых Корнея Чуковского они знают, если нужно – подсказывает половину названия, вторую половину малыши произносят веселым хором («Муха-Цокотуха», «Тараканище»).

В музыкальном зале слышится тихое жужжание пчелы. Педагог обращает внимание детей на то, что звук усиливается; предлагает определить, кто это; помогает найти насекомое среди лепестков. Рассматривая пчелу, дети определяют ее цвет, размер, называют и показывают строение, считают количество лапок. Воспитатель напоминает детям о том, что у всех насекомых 6 лап; интересуется, чем питаются пчелы, перелетая с цветка на цветок, поощряет правильные ответы; объясняет значение нового слова «производительница» тем, что пчелка из нектара производит мед; закрепляет уже известное слово «трудолюбивая», поскольку эти насекомые очень любят трудиться; уточняет знания детей о домике пчел; рассказывает малышам, что в улье живет очень много пчел. Самая главная пчела в улье – матка (королева пчел), еще есть пчелы повара, пчелы няньки и пчелы разведчицы. Вот представьте, что на полянке закончился нектар, предлагает педагог пофантазировать детям, и вылетела из улья пчела-разведчица на разведку, зажужжала, полетела далеко-далеко, нашла полянку, но столько много нектара она не может унести одна, и позвала пчелка подружек, поднимите ребята правую руку, предлагает поиграть воспитатель, приготовьте указательный палец, полетели на разведку, сколько много у нас пчелок, громко жужжат пчелки, далеко улетели, еле слышен их голосок (малыши жужжат громко, тихо, бегают по залу, указательным пальцем правой руки имитируя движения пчелы). Сели пчелы на цветочек, собрали нектар и полетели домой. Педагог уточняет, куда полетели пчелки, какими словами их можно назвать, почему; разговаривает с насекомым и от его лица благодарит детей за помощь, предлагает послушать стихотворение о ней. Дети по желанию рассказывают четверостишия, уточняют, понравились ли ей стихи, прощаются.

Воспитатель аккуратно сажает пчелку обратно на цветок, нечаянно задевая большие зеленые листья, приподнимает их, показывая спрятавшееся под ним насекомое, удивленно интересуется у детей кто это? (ответы). Педагог осторожно извлекает гусеницу и демонстрирует детям; с ее разрешения предлагает легонько погладить мохнатую шубку; напоминает о бережном отношении к крохотным насекомым; спрашивает у ребят, любят ли они сказки; предлагает рассказать сказку о гусеничке.

«Жила была гусеничка (воспитатель показывает игрушку, поглаживает ее), которая считала себя очень хорошенькой, а вот окружающим она совсем не нравилась и все кто ее встречал, говорили: «Фу, какая не красивая, уродливая гусеница». И стала она прятаться от всех под листочками. Однажды гусеничка совсем загрустила и от обиды у нее изо рта пошла паутинка, как слезки. Она в нее начала заворачиваться, заворачивалась, заворачивалась (воспитатель показывает ребятам, как заворачивалась гусеничка и предлагает с ней поиграть, повторить движения) и превратилась в кокон (педагог достает из под другого листа кокон и показывает детям). В коконе ей было спокойно и тепло. Гусеничка приклеилась на листик и уснула, а когда проснулась, почувствовала, что ей стало очень тесно в коконе. Она попыталась перевернуться, но что - то ей мешало, и гусеничка поняла, теперь у нее есть крылья. Она их расправила, и кокон лопнул, а из кокона показалась бабочка, она была очень красивая, и все кто называл ее страшной и уродливой, стали восхищаться: «Ах, какая красивая бабочка». А бабочка порхала с цветочка на цветочек, и только улыбалась им в ответ (педагог показывает всю сказку).

Выждав небольшую паузу, воспитатель интересуется, понравилась ли детям сказка, что случилось с гусеницей, предлагает вместе с бабочкой порадоваться этому превращению и немножко полетать.

«В поле крылышки мелькают,

В поле бабочки летают,

Полетели, закружились,

На цветке остановились».

(выполнение движений по смыслу).

Если ребята расшумелись, педагог призывает их прислушаться к шороху, кто же еще шуршит в траве. Вместе со взрослым малыши пытаются найти спрятавшееся насекомое. Воспитатель хвалит ребенка, нашедшего муравья, аккуратно берет непоседливое животное на руки, просит не торопиться, позволить детям рассмотреть его поближе. Какого цвета муравей, размера, будет ли он заметен на земле, почему? – к логическим умозаключениям подводит воспитатель детей; спрашивает, как называется его дом; рассказывает, что муравейник очень большой, в нем много комнат – это целый город, в котором живет много муравьев. Самая главная у них муравьиная принцесса. В молодости у нее были крылья и она любила резвиться и летать, но когда она стала почетной матерью большого семейства крылышки пропали, и осталась она жить в муравейнике со своими детьми.

Муравьишко, а ты хочешь послушать стихотворение про себя, обращается воспитатель к насекомому, предлагает выступить детям по желанию, отмечает, какие правильные слова прочитал ребенок, поскольку уж очень торопится муравей, много дел у него накопилось, предлагает детям отпустить его в травку.

Педагог уточняет, понравилась ли детям цветущая лужайка с ее обитателями; напоминает, что они даже не поблагодарили Лето за подарок; предлагает его позвать волшебными словами: «Лето, лето покажись, лето, лето появись».

Под музыку входит Лето, интересуется, понравился ли детям лужок, с кем они познакомились, просит описать новых друзей (ответы детей).

Воспитатель с ребятами благодарит Лето за интересную прогулку, предлагает исполнить хороводную песню «Что ты нам подаришь лето…»

Лето хвалит детей, желает им быть дружными, как муравьи, трудолюбивыми, как пчелы и яркими, красивыми, веселыми, как бабочки. Уходит.

Воспитатель, заметив небольшую грусть на лицах детей приободряет их, приглашая на участок детского сада, где малышей ждут новые знакомства.